Что такое Ормузский пролив и почему Иран не торопится блокировать его

- 24 июня 2025 00:10
- Виктор Войцеховский
Американские удары по иранским ядерным объектам вызвали довольно странную реакцию мировых рынков. Вместо неизбежного обвала цен на нефть и массированной скупки золота и других защитных активов мировые рынки топчутся на месте в ожидании чего-то ещё.
Чего ждут инвесторы, в принципе понятно, поскольку мяч находится сегодня на поле Ирана. Всем интересно, как иранский режим ответит на нанесённое оскорбление. Пожалуй, единственным доступным сегодня Тегерану средством, способным хоть на сколько-то вывести из равновесия антииранские силы, остаётся блокада Ормузского пролива, через который проходят основные маршруты мирового нефтяного и газового экспорта. Иранский парламент проголосовал за закрытие пролива, однако окончательного решения властей по этому вопросу до сих пор нет.
И это вполне объяснимо, поскольку подобное решение может оказаться выстрелом в ногу для Ирана. С одной стороны, Тегеран перекроет пути собственного экспорта нефти, а с другой, почти наверняка спровоцирует США на новые удары.
Таким образом, Иран тянет с решением, а пауза на рынках продолжается. Пока же ни те, ни другие не готовы принять какие-либо решения, попробуем разобраться, что представляет собой Ормузский пролив для мировой экономики с геополитикой и почему именно он рассматривается многими как детонатор глобальных перемен.
«Настала наша очередь»
С точки зрения мировой экономики существует немного мест, которые имели бы столь важное глобальное стратегическое значение. Расположенный между Персидским и Оманским заливами водный путь в самом узком месте имеет ширину 34 километра. Это единственный маршрут транспортировки сырой нефти из богатого чёрным золотом Персидского залива в остальной мир. Иран контролирует его северную сторону.
По данным Управления энергетической информации США (EIA), называющего пролив «критической точкой транспортировки нефти», через него ежедневно проходит около 20 миллионов баррелей нефти, что составляет около одной пятой суточной мировой добычи.
В воскресенье, после авиаударов США по трём ядерным объектам Ирана нефть марки Brent ненадолго поднялась выше 80 долларов за баррель. С августа 2024 года до нынешнего конфликта цены в основном колебались между 60 и 75 долларами за баррель.

Однако в ходе азиатских торгов в понедельник котировки Brent и WTI потеряли воскресные завоевания.
Советник верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи уже призвал закрыть пролив. По его словам, функционирующий Ормузский пролив «абсолютно необходим» для здоровья мировой экономики.
«После атаки Америки на ядерный объект Фордо настала наша очередь», — предупредил главный редактор радикальной газеты Kayhan Хоссейн Шариатмадари — известный консервативный голос, ранее называвший себя «представителем» Хаменеи.
«Географическое влияние на мировые перевозки даёт Ирану возможность вызвать шок на нефтяных рынках, повысить цены на нефть, спровоцировать инфляцию и разрушить экономическую программу Трампа», — заявил в интервью CNN эксперт по Ирану и редактор агентства Amwaj Мохаммад Али Шабани.
И хочется, и колется
Когда дело доходит до перемещения нефти, пролив становится намного ýже официальной ширины в 34 километра. Судоходные пути для огромных супертанкеров имеют ширину всего около двух миль в каждом направлении, что требует от них проходить как через иранские, так и через оманские территориальные воды.
Всё это сильно сдерживает Иран в его решениях. По мнению основателя и генерального директора компании Vanda Insights Ванданы Хари, блокирование Ираном пролива является «отдалённым хвостовым риском». Присутствие усиленного Военно-морского флота США в регионе остаётся сдерживающим фактором и инструментом реагирования, подчеркнула эксперт.
«Иран может многое потерять и очень мало выиграть, если вообще что-то выиграет, пытаясь закрыть пролив. Страна не может позволить себе превратить во врагов производящих нефть соседей, которые нейтральны или даже симпатизируют Исламской Республике, когда она столкнулась с израильскими и американскими атаками, равно как и вызвать гнев основного покупателя нефти — Китая», — отметила Хари.
Закрытие пролива будет особенно пагубным для Китая и других азиатских экономик, которые зависят от сырой нефти и природного газа, перевозимых по данному водному пути. EIA утверждает, что 84% сырой нефти и 83% сжиженного природного газа, перевезённых через Ормузский пролив в прошлом году, отправлено на азиатские рынки.
Китай, крупнейший покупатель иранской нефти, закупил 5,4 миллиона баррелей в день через Ормузский пролив в I квартале 2025 года, в то время как Индия и Южная Корея импортировали 2,1 и 1,7 миллиона баррелей в день соответственно, согласно оценкам EIA. При этом США и Европа импортировали всего 400 и 500 тысяч баррелей в день соответственно за тот же период.

В понедельник на пресс-конференции МИД Китая подчеркнул важность Персидского залива и окружающих его вод для международной торговли. При этом в ведомстве заявили, что поддержание безопасности и стабильности в регионе отвечает общим интересам международного сообщества.
«Китай призывает международное сообщество активизировать усилия по содействию деэскалации конфликта и не допустить, чтобы региональные потрясения оказали большее влияние на глобальное экономическое развитие», — заявил представитель китайского МИД Го Цзякунь.
В воскресенье министр нефти и природного газа Индии Хардип Сингх Пури попытался успокоить обеспокоенных инвесторов. Глава министерства заявил, что за последние несколько лет страна диверсифицировала свои поставки нефти.
«Большой объём наших поставок сейчас не идёт через Ормузский пролив. Наши компании по сбыту нефти имеют запасы на несколько недель и продолжают получать поставки энергии по нескольким маршрутам. Предпримем все необходимые шаги для обеспечения стабильности поставок топлива нашим гражданам», — подчеркнул индийский министр.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: