США и Китай соединят тоннелем через Россию
- 08 апреля 2016 16:21
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Проект строительства под Беринговым проливом тоннеля, который свяжет Чукотку и Аляску, в конечном счете будет реализован, несмотря на существующие политические и финансовые трудности, и принесет значительные выгоды США и РФ, заявила президент международного Шиллеровского института Хельга Цепп-Ларуш в ходе конференции по международному экономическому сотрудничеству в Нью-Йорке.
Цепп-Ларуш констатировала, что идея создания такого подземного сооружения пользуется поддержкой широкого круга международных специалистов.
«Возможно, что через 20 лет под Беринговым проливом будет ходить сверхскоростной поезд, и можно будет доехать из Акапулько в Нью-Дели. Этот проект будет способствовать укреплению мира между Россией и США», — сказала она.
Все такие красивые мегапроекты красивы как инженерный challenge, как футуристическая картинка. Но когда задаешь их авторам «пошлый» вопрос: а какая от них будет экономическая польза, — проектировщики начинают чесать затылки, поскольку их задача — построить дорогу, а эксплуатировать ее будет кто-то другой, сказал «Ридусу» профессор МАРХИ Сергей Ткаченко, который со своими студентами участвовал в разработке одного из таких проектов.
«Разумеется, напрягшись, построить железную дорогу из Якутии на Аляску можно. Однако построить саму дорогу и тоннель мало. В условиях вечной мерзлоты поддерживать ее в рабочем состоянии будет стоить сумасшедших денег. Кроме того, ее же надо будет обслуживать — а кто этим будет заниматься в местах, где на тысячи километров нет никаких поселений? Значит, придется строить вахтовые поселки. Так что добавьте стоимость этой „инфраструктуры на инфраструктуре“ к затратам на проект», — говорит он.
Ни США, ни Канада в собственных арктических регионах не пошли на то, чтобы закладывать там крупные города, где половина всех энергозатрат падает на их отопление и освещение девять месяцев в году. Но у советских собственная гордость, и в таймырской тундре возникли города Норильск и Надежда, а также самая северная в мире железная дорога. Их население изначально состояло из заключенных ГУЛАГа, так что советская власть могла себе позволить такие градостроительные эксперименты.
Когда в России начали считать деньги, самая северная ж/д благополучно испустила дух, как это за полвека до того произошло с другим железнодорожным мегапроектом «Салехард — Дудинка».
«Чтобы трансберинговая дорога не разделила их судьбу, надо понять, что по ней будут возить, в каких объемах, будет ли она самоокупаемой. А строить ее лишь ради того, чтобы восхититься могуществом инженерного гения, могут себе позволить разве что Арабские Эмираты, которые тоже пытаются прокопать что-то под Персидским заливом», — говорит Ткаченко.
Тем более, у России сейчас есть необходимость в строительстве менее масштабного, но куда более нужного моста — через Керченский пролив. И инвестировать в Берингов до тех пор Москва точно не станет.
Идея транс-Бериногового транспортного перехода, либо туннельного, либо мостового, обсуждается уже не одно десятилетие.
По оценкам российско-американско-канадско-китайской инвестиционной корпорации InterBering LLC, стоимость строительства 103-километрового тоннеля составит около $35 млрд. Еще $100 млрд уйдет на строительство собственно железнодорожного полотна, которое соединит ближайшие существующие конечные пункты, российский Якутск и канадский Форт-Нельсон.
Для сравнения, оценочная стоимость пилотируемой экспедиции на Марс составляет $2 трл.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: