Секреты крылатого металла

- 15 апреля 2015 11:44
- Редакция
Если бы современному человеку предложили выбрать — алюминий или серебро — каждый, не задумываясь, ответил бы — серебро! В середине XIX века все было с точностью до наоборот: алюминий был дорог, добывался с трудом и приравнивался к драгоценностям. Модницы мечтали об украшениях из этого металла, а для членов царских семей из него делали дорогие сервизы, игрушки и столовые приборы. Но уже в начале ХХ века алюминий перестает быть драгоценным металлом. Он становится «крылатым».
В 1903 году инженер из Германии Альфред Вильм получает сплав — из алюминия, магния, марганца и меди. Его назвали — дюралюминий. Не только легкий, но и прочный, хорошо подходит для авиации. Первый дюралевый самолет — снова немецкий: «Юнкерс» поднялся в воздух в 1915 году. До появления этого сплава о цельнометаллическом самолете можно было только мечтать!
По словам директора Кольчугинского музея ЗАО «Кольчугцветмет» Валерия Реброва, до этого у самолетов «корпуса были деревянные, обитые клеенкой, садились и если что-то не так, могли разваливаться.»
Свою технологию немцы хранили в секрете. Для Советской России это стало вызовом. Наши инженеры начали свои разработки. Базой выбрали завод по обработке цветных металлов в Кольчугино — небольшом городке Владимирской области.
«Слитки трескались, лист не получался," - рассказывает Валерий Ребров, — «по краям заусенцы, как ни прокатывали — нагревали, убавляли — бесполезно. Значит, там какая-то секретная технология. Этого они тогда не знали. Добавляли в сплав различные компоненты, и все-таки бросили, слитки положили, неделю не подходили. Потом все-таки решили снова попробовать — отлично прокатывается».
Секрет технологии оказался во времени. Спустя несколько дней после плавки — материал становился пластичным, и оставался при этом легким и прочным. Отечественная разработка получилась даже лучше немецкой. Ее назвали кольчугалюминий. Открытие заменяет импортный дюраль и открывает России путь в небо.
«Первоначально решили испытать сплав на аэросанях. На большой скорости испытывали, смотрели, как ведёт себя — отлично. Туполев сюда приезжал, смотрел, план составили и решили делать. Первый самолет АНТ-1 не летал, а вот АНТ-2 уже летал," - показывает фотографии музея Валерий Ребров.
Россия становилась на крыло. Потребность в алюминиевых сплавах росла с каждым годом. Но для производства крылатого металла в промышленных масштабах — нужны были и большие мощности, а значит — больше электроэнергии.
Алюминий получается с помощью электролиза. В советской России вплоть до 1932 года у нас не было своего производства алюминия, а импортировала его. Первый алюминий в нашей стране появился благодаря революции.
Хотя проект Волховской ГЭС Генрих Графтио предоставил в Петербурге задолго до этого — еще в 1909 году. Но царские чиновники особого интереса к проекту не проявили. После прихода к власти Временного правительства вернулись к этому вопросу. Первые рабочие появились на стройке только в 18 году. По-настоящему строительство развернулось в 1921 году после неоднократных обращений Графтио к Ленину. Станция стала первенцем знаменитого плана ГОЭЛРО. Через два года на Волховстрое трудились 6 тысяч человек. А позже — вдвое больше.
«В России имеется три чуда: Красная Армия, Сельскохозяйственная выставка и Волховстрой» — сообщала в те годы берлинская газета «Накануне».
Для своего выстраданного детища Графтио выбирал самое лучшее — чего стоит один только итальянский мрамор в отделке пульта управления. Рассказывает директор Волховской ГЭС (1979−2010) Николай Ледянков: «Это первая станция — ее хотели сделать лучше, качественнее и красивее. Итальянский мрамор — он же славится во всем мире своим качеством. Когда его везли по Балтийскому морю — утопили даже, потом заказали второй комплект. Но это - на уровне слухов».
Большую часть оборудования для станции тоже везли из заграницы — Швеции. И сейчас в машинном зале — 10 агрегатов. Из них за все эти годы заменили только 4. Остальные 6 в работе уже почти век. «Качество, говорил Графтио, должно иметь только один сорт — первый. И гидроэлектростанции должны стоять так незыблемо — как египетские пирамиды," - рассказывает экскурсовод Угличского музея гидроэнергетики Елена Бакушева.
После запуска в 1926 году почти вся энергия Волховской станции шла в Ленинград. А в 1932 году одним из главных потребителей ГЭС стал алюминиевый завод. На котором впервые в промышленных масштабах получили отечественный крылатый металл.
«Волховская ГЭС — целая эпоха в истории нашей страны," - уверен Николай Ледянков, — «Ее заслуги огромны и в период пуска — как первенца ленинского плана ГОЭЛРО — и в годы Великой Отечественной войны».
Гул машин стал тише только один раз — когда в ноябре 1941 года к станции вплотную подошли немцы. Но и тогда два гидроагрегата- работали, пока фашистов не отбросили в ходе Тихвинской наступательной операции.
В 1941 году Волховскую ГЭС эвакуировали. Оборудования было столько, что понадобилось больше двухсот вагонов. Но в 1942, когда угроза уничтожения станции немцами миновала, его вернули обратно. Ведь в это время холодному и темному Ленинграду было так необходимо электричество.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: