+1
Сохранить Сохранено 7
×

Китайские истребители доказали, что способны сбивать всех


Китайские истребители доказали, что способны сбивать всех

Истребители.

© Коллаж / Ridus.ru

«Это смутно мне напоминает индо-пакистанский инцидент» (Владимир Высоцкий)

Из-за затяжных майских праздников очередной индо-пакистанский конфликт прошёл практически без внимания россиян. Хотя на ход данной стычки стоило бы обратить внимание. И это сделали военные специалисты и представители командования практически всех стран. Повод действительно был.

Провал

На прошедшей неделе официальные лица Пакистана заявили, что в ходе конфликта их ВВС сбили пять индийских истребителей. Министр иностранных дел Пакистана Мухаммад Исхак Дар отметил, что Военно-воздушные силы страны «вступили в бой с индийскими истребителями в целях самообороны» и сбили пять самолётов и некоторое количество беспилотников.

По словам Дара, Пакистан использовал китайские самолёты J-10C в ответ на удары Индии накануне вечером.

Самое интересное заключается в том, какие именно индийские самолёты сбиты пакистанцами с помощью китайских истребителей. По первоначальной информации пакистанской стороны, это три французских истребителя Rafale и российские МиГ-29 и Су-30.

МиГ-29.
МиГ-29. © wikipedia.org

Тёмные лошадки

И если к количеству поражённых индийских самолётов ещё могут возникнуть вопросы, то оспаривать их состав не стали даже индийцы.

Если потеря устаревшего и далеко не самого удачного МиГ-29 ВВС Индии не вызывает особого удивления, то уничтожение современных Су-30 и Rafale не может не наводить на мысли о боевых качествах китайских истребителей, долгое время считавшихся тёмными лошадками.

Особенно тяжёлым ударом осознание данного факта стало для французов, чей Rafale является сегодня основным боевым самолётом и неизменным экспортным товаром.

Конечно, исход воздушного боя определяется не только возможностями участвующих в нем самолётов, но и целым рядом тактических факторов. Но факт поражения весьма популярных в мире современных машин становится серьёзным поводом обратить внимание на тёмных лошадок, которые долгое время оставались недооценёнными.

Около 80% военной техники Пакистана производится в Китае. Страна в 2022 году получила первую партию модернизированных версий оригинального самолёта J-10. Данные машины могут нести бомбы, ракеты класса «воздух — воздух» и ракеты.

Кто ты, J-10C?

J-10, который постоянно совершенствуется с момента дебюта в нулевых годах, является ответом Пекина на западные лёгкие истребители вроде американского F-16 или шведского Saab Gripen.

После «индийских побед» разработанный и произведённый в Китае J-10C имеет все шансы стать бестселлером, а заодно и переломным моментом на мировом рынке вооружений.

В интервью изданию Business Insider старший преподаватель кафедры оборонных исследований в Королевском колледже Лондона Дэвид Джордан отметил некоторые нюансы китайского самолёта.

«Представьте себе J-10C как примерный эквивалент последней модели F-16, но с некоторыми особенностями. Например, с ракетным комплексом большой дальности. Они могут дать ему преимущество в определённых сценариях», — рассказал Джордан.

Отмечается, что J-10 стал первой серьёзной попыткой Китая создать современный, отечественный боевой самолёт. Он поступил на вооружение в 2004 году как J-10A — одномоторный многоцелевой истребитель с конфигурацией крыла «утка-дельта». Выбор такой конструкции ставит манёвренность выше устойчивости, что даёт преимущество в воздушных боях.

J-10 разрабатывался как гибкая платформа, одинаково способная к воздушному бою и наземным атакам.

Самолёт может нести набор из высокоточных бомб, противокорабельных ракет и оружия класса «воздух — воздух» средней дальности.

Российско-израильские корни

Хотя в конечном итоге J-10 — это отечественный китайский проект, он черпает вдохновение из-за рубежа, в том числе от израильских конструкторов и российских двигателестроителей.

Своим появлением истребитель обязан израильскому концерну IAI, который в 1987 году передал китайской компании CAC технологическую документацию по опытному многоцелевому лёгкому истребителю «Лави», являющемуся более продвинутой версией F-16C.

Удачно сложившиеся обстоятельства конфликта между IAI и американской General Dynamics за место на рынке вооружения Ближнего Востока помогли Поднебесной создать уникальный в своём роде J-10C.

Обладая малой радиолокационной сигнатурой и функциональностью истребителей поколения 4++, он значительно превосходит знаменитого родоначальника в лице F-16C Block 60.

По мнению военных экспертов, конкурировать с ним частично смогут лишь истребители Rafale и EF-2000 Typhoon с новой БРЛС Captor-E. При этом цена китайской машины будет предсказуемо ниже на 30–40%. Поэтому превосходство очевидно.

Впрочем, после последней победы «китайца» над индийскими Rafale данное утверждение может быть несколько скорректировано.

Истребитель по-прежнему имеет двигатель российского производства АЛ-31Ф, который рассматривается как ограничивающий фактор. Более поздние версии самолёта предполагается оснастить современным китайским мотором WS-10, который сейчас проходит испытания.

Вперед, к пятому поколению!

J-10C является попыткой китайских конструкторов максимально приблизить машины серии J-10 к пятому поколению.

К 2008 году модернизированный J-10B получил переработанный воздухозаборник для снижения радиолокационной заметности. Добавлены пассивный инфракрасный локатор поиска и сопровождения, цифровые приёмники радиолокационного оповещения и обновлённая кабина с полноцветными многофункциональными дисплеями.

J-10B.
J-10B. © wikipedia.org

При этом J-10C, который начал сходить с конвейеров около 2015 года, ознаменовал собой ещё один большой шаг вперёд. В данной версии представлен радар AESA, увеличивший дальность обнаружения целей, точность наведения и электронную устойчивость.

Самолёт использует спутниковую связь, системы передачи данных и предупреждения о приближении ракет, настройки для ещё большего снижения радиолокационной заметности.

Победа в воздухе — успех на рынке

Пакистано-индийский конфликт стал одним из первых случаев применения данного самолёта в реальных боевых действиях.

В результате акции производителя J-10C Chengdu Aircraft Company взлетели более чем на треть на фондовом рынке Шэньчжэня, что свидетельствует об уверенности инвесторов в J-10C.

«Вы вполне можете увидеть очень жизнеспособного конкурента западной продукции, участвующего в конкурсах на закупку новых истребителей», — отметил Джордан.

При этом эксперт отмечает, что победа J-10C в воздушном бою может создать проблему для западных производителей оборонной продукции — в первую очередь для французов с их Rafale.

Хотя J-10C не является самым передовым истребителем Китая (каковым считается малозаметный самолёт пятого поколения J-20), он вполне может оказаться наиболее выгодным в коммерческом плане.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)